22.12.2013, 19:38 — Архивные материалы, автор: Илья Забаронька

Минская детская железная дорога

st1Вместо предисловия
Иногда, когда я разговариваю со своими сверстниками, меня охватывает самое настоящее разочарование. И сейчас вы поймете почему. Скажите, сколько раз вы побывали на Минской детской железной дороге? Кто-то скажет, что был один раз, кто-то – два. Но, к сожалению, многие ответят, что не были там ни разу, да еще и найдутся те, кто вообще не знает о ее существовании.
А ведь моя, пусть пока и детская, железная дорога – что-то необычное. Там есть настоящие поезда, которые движутся по самому настоящему железнодорожному полотну. Правда, ширина колеи в два раза уже «взрослой», но страшного в этом ничего нет: вагоны вмещаются, поезда едут. Дети очень радуются, когда участвуют в наших поездках. Довольны и их родители, ведь машинисты, проводники, начальники станций тоже дети, а это уже наглядный пример выбора будущей профессии.

st2Открытие
Минская детская железная дорога открылась 9 июля 1955 года. Прошло десять деть после завершения Великой Отечественной войны — и времена были тяжелые. Но уже тогда, даже на год раньше, в 1954 году, Совет министров БССР принял решение о выделении ассигнований на строительство детской железной дороги в размере почти пяти миллионов рублей! Для сравнения могу пояснить, что в те времена коробок спичек стоил ровно1 копейку, а пять миллионов рублей — это было очень-очень большие деньги для страны, которая восстанавливалась после страшной войны.

В строительстве дороги принимали участие многие жители Минска. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. А в кружках шла подготовка ребят к работе на дороге.

st3История развития станций
К открытию детская железная дорога была обустроена двумя станциями: «Парк культуры» и «Сосновый бор». Главной стала станция «Парк культуры». Здесь разместили здание вокзала, где обустроили зал ожидания, билетную кассу, помещение дежурного по станции, инструкторскую, а со временем и макет железной дороги. С тех самых пор здесь проходит обучение всех без исключения юных железнодорожников.

18 мая 1971 года указом Президиума СССР дороге присвоили имя К. С. Заслонова. Тогда же станцию «Парк культуры» переименовали в станцию «Заслоново». Здание станции расположено по адресу: проспект Независимости, дом 86.

На станции «Сосновый бор» был построен красивый деревянный вокзал, который, к сожалению, полностью сгорел в 1980-е годы. В настоящее время станция «Сосновый бор» является конечным пунктом движения поезда, расположенным в лесопарковой зоне. За платформой находится кольцо, по которому поезд разворачивается и следует в обратном направлении. По праздникам здесь устраиваются концерты и игровые программы для детей, работают точки быстрого питания.

Станция «Пионерская» открылась несколько позже остальных станций. На ее месте был лишь небольшой деревянный домик. Но сегодня это самая настоящая техническая станция. Здесь расположен пульт, с которого осуществляется управление движением. Здесь проводится экипировка локомотивов и вагонов, их ремонт и подготовка к рейсам. Это единственная станция на дороге, имеющая достаточно серьезное путевое развитие: 5 путей, один тупик и восемь стрелочных переводов. На станцию ходят городские маршрутные автобусы.

st4 схемаКак сегодня организовано движение на детской железной дороге?
Современная детская железная дорога пересекает три автомобильные дороги. На пересечении с одной из них оборудован неохраняемый переезд. Другой переезд охраняемый, расположен на пересечении с улицей Макаенка (рядом со станцией «Пионерская»). А улица Филимонова проходит по путепроводу над полотном железной дороги. Поезд движется не только по поверхности земли, но и по искусственному сооружению — мосту, проходящему над Слепянским водным каналом.

Протяженность главных путей дороги составляет 3,79 км, а полная эксплуатационная длина после завершения строительства станции «Пионерская» —около 4,5 км. Если глянуть на дорогу сверху, то ее очертания напомнят гантель, ведь на обоих ее концах сооружены разворотные петли.

st5 Правила поведения что знаешьЧто ты знаешь о правилах поведения на железной дороге?
На детской железной дороге действуют такие же правила движения, как и на «взрослой». Это лишь подтверждает то, что о своей безопасности необходимо заботиться постоянно, не различая места, в котором ты находишься, ведь непредвиденные ситуации могут возникнуть везде. Поэтому нет разницы — детская или взрослая, но это железная дорога!

Я хотел бы спросить у вас, ребята, а что вы знаете о правилах поведения на железной дороге: в пути? на станции? на переезде? Давайте выберем сложные для вас темы и вместе их обсудим. Ваши предложения пишите в комментариях.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

  • valerka:

    А я никогда там не ездил. Буду в Минске, обязательно схожу. А какое там расписание?

  • BCh 01410000:

    Я там катался последний раз 9 мая 2009 года и в общем классно хочу там прокатиться когда можно будет

    • Илья Забаронька:

      Ой, как это было давно! За эти годы многое изменилось! Сейчас дорога уже закрылась, но весной, примерно в мае, она снова откроется и будет работать до конца сентября! А потом снова откроется с 25 декабря до 7 января.

  • BCh 01410000:

    Илья, почему ты не упоминаешь ДЖД в Гомеле(1936-1941 гг.)

    • Илья Забаронька:

      Да, ДЖД в Гомеле была первой белорусской детской железной дорогой. Ее не восстановили после войны, так как сочли дорогим проектом и решили обустроить новую, только уже в Минске.

      Не упомянул я ее только потому, что наш сайт создан в Минске. Здесь мы говорим о детской безопасности. Вот я и решил начать разговор о безопасности на железной дороге с рассказа о «Малой Белорусской» или «Минской» — как кому больше нравится.

      Как проводник, пусть пока и детской железной дороги, я вижу, как дети и их родители часто не соблюдают самые простые правила безопасного поведения на ЖД. В моей рубрике я больше внимания хотел бы уделить именно этим вопросам. Хотя следующий мой репортаж будет еще о Минской ДЖД.